ЭРГОНОМИКА В РОССИИ |
КОМПАНИИ |
||||||||||||||||||
История ассоциации Межрегиональная эргономическая ассоциация (МЭА) является наследницей Советской эргономической ассоциации (СЭА). СЭА была создана в СССР по инициативе Анатолия Ильича Губинского в 1986 г, но с распадом страны потеряла свой юридический статус. СЭА проводила симпозиумы, конференции и семинары. Список мероприятий СЭА можно прочитать здесь (zip, 12 Кб) 9 февраля 1995 года собрание эргономистов Москвы, Санкт-Петербурга и Твери провозгласило создание Межрегиональной эргономической ассоциации (МЭА), а через 2 месяца учредительное собрание утвердило ее Устав. 7 августа 1995 года ассоциация была зарегистрирована в Тверском департаменте Министерства юстиции РФ. Первым президентом ассоциации был избран заслуженный деятель науки, доктор технических и психологических наук, профессор Шлаен Пинхус Яковлевич. Первым вице-президентом МЭА стал заслуженный деятель науки, доктор технических и психологических наук, профессор Львов Владимир Маркович. В июне 1997 года на 13-м Международном конгрессе по эргономике в Финляндии МЭА России была признана правопреемницей СЭА и включена в состав Международной эргономической ассоциации (IEA). История эргономики в СССР и России Развитие эргономики в России началось в 1920-е гг. Основные направления работ того времени — художественное конструирование, физиология, психотехника. Большой вклад в художественное конструирование в тот период был сделан русскими художниками-авангардистами, предложившими концепцию «промышленного искусства». Они были вдохновлены идеей строительства нового общества, где люди имеют дело с современными и комфортабельными условиями работы. Они настаивали на том, чтобы художники привлекались к проектированию промышленных станков, рабочих мест и интерьеров. Основными художественными стилями, повлиявшими на художественное конструирование, стали «конструктивизм» и «пролетарское искусство», развивавшиеся в изобразительном искусстве и архитектуре в начале 1920-х. В эти годы знаменитый художник-конструктивист В. Татлин создал в Петрограде исследовательский и проектный отдел «материальной культуры». Этот отдел проектировал удобные и высокохудожественные повседневные вещи, такие как стулья, кровати, кухонная посуда. Другой важной фигурой русского конструктивизма был А. Родченко, внесший вклад в графический дизайн и проектирование многофункциональных объектов. В 1921 г. прошла Первая Всероссийская конференция по научной организации труда. В 1918 г. под руководством известного русского физиолога В. Бехтерева был организован Институт изучения мозга и психической деятельности, внутри которого был создан отдел профессиональной психологии. В 1920 г. Бехтерев и Мясищев предложили создать новую научную дисциплину для изучения трудовой деятельности — «эргологию» или «эргонологию». В 1920-х гг. В. Ухтомский начал исследовательскую деятельность в области физиологии труда. Он создал лабораторию для изучения труда на промышленных предприятиях в Петрограде. В это же время был образован Центральный институт труда. Существенный вклад в развитие эргономики в России в этот период был сделан Н. Бернштейном, заложившим основы биомеханики. В 1930-е гг. в СССР сформировалась новая дисциплина «психотехника», направленная на анализ и улучшение трудовой деятельности. Интенсивные исследования предпринимались в области авиационной эргономики, где изучались кабины пилотов, уделялось внимание рукояткам, приборным панелям, креслу пилота, рабочему месту штурмана. Многие крупные заводы в это время создавали у себя психофизиологические лаборатории, проводившие исследования с целью улучшения работы людей со станками и конвейерами. Было образовано Психотехническое общество и журнал «Советская психотехника». Однако в середине 1930-х вся деятельность в области психотехники была прекращена в результате политических решений и репрессий в СССР. Попытка возродить исследования в области психологии труда в СССР была осуществлена в конце 1950-х. В этот период в использование вошли два понятия — инженерная психология и эргономика. Как и в других развитых странах, оборонная промышленность стала основным заказчиком работ в этой области. В качестве предметных областей выступали авиация, космонавтика, военная техника. Исследовательские лаборатории по инженерной психологии были образованы в Ленинградском государственном университете в 1959 г. (под руководством Б.Ф. Ломова) и в Институте автоматической аппаратуры в 1961 г. (под руководством В.П. Зинченко). Большой вклад в развитие дисциплины в этот период внесли известные российские психологи Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и другие. В начале 1960-х гг. активизировались работы в области дизайна оборудования и среды. В Москве был создан исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) с отделом эргономики. В течение нескольких лет ВНИИТЭ основал 10 региональных филиалов в крупнейших городах СССР. Этот институт выполнял эргономические проекты в гражданском секторе, при этом продвигая и популяризируя эргономику и техническую эстетику. Исследователи из ВНИИТЭ внесли существенный вклад в эргономическое обеспечение процесса проектирования. В 60-х гг. профессор В.М. Мунипов и его коллеги издавали несколько учебников, руководств и журнал по эргономике. В 1970-80-е гг. наблюдался ускоренный прогресс как в гражданской, так и в военной отраслях. Группа под руководством профессора П.Я. Шлаена разработала серию эргономических стандартов по проектированию военной техники. Они также создали центр эргономических исследований и разработок, который в то время был одной из лидирующих эргономических организаций в России. Обширные исследования и разработки, направленные на теорию человеко-машинных систем (в военно-морском флоте, космонавтике, авиации) были сделаны профессором А.И. Губинским и его коллегой профессором В.Г. Евграфовым. Губинский систематизировал основные понятия в эргономике (такие как оператор, ошибка, надежность, эффективность и др.) и предложил теорию для комплексного анализа человеко-машинных систем (ЧМС), включающую в себя анализ и оценку надежности и эффективности ЧМС и оператора. В начале 1970-х он создал обобщенный структурный метод, дающий основу для функционально-структурного анализа задач и расчета вероятности ошибки и времени отклика оператора. Этот метод до сих пор применяется для анализа надежности операторов. В то время как позитивное влияние эргономики в военной и промышленной областях было очевидно, какой-либо существенный прогресс в области потребительских товаров отсутствовал. Несмотря на то, что институты, такие как ВНИИТЭ и др., создавали продвинутые и тщательно проработанные образцы (утюги, чайники, мебель), промышленность не внедряла эти идеи в серийное производство из-за отсутствия материалов, технологии, низкой культуры производства, отсутствия серьезной конкуренции между различными производителями в СССР. Экономический спад 1980-90-х усугубил эту ситуацию. Значительная часть исследовательских и прикладных работ в области эргономики была свернута из-за отсутствия денег и спада производства продукции. Некоторые профессиональные эргономисты сменили область своей деятельности (за исключением разработчиков пользовательских интерфейсов). В начале этого века экономическая ситуация в России стала меняться. Как следствие, активизировалась деятельность в различных областях эргономики. Шаг за шагом промышленные предприятия заменили производственное оборудование и технологию, внедрили новые человеко-ориентированные подходы к проектированию и производству товаров. Активизировали свою деятельность эргономические институты и организации. Лозунги «хорошая эргономика — хорошая экономика», «разнообразие в эргономике» и «эргономика — стиль жизни» подчеркивают, что человеко-ориентированный подход может проявляться везде - в комфортабельном рабочем месте, удобной панели управления и рукоятках в автомобиле, понятных и читабельных надписях в метро и на улице, в безопасных кухонных приборах, в входах, адаптированных для людей с ограниченными возможностями, в благоприятной для здоровья рабочей среде. Профессиональные эргономисты в современной России ощущают свою ответственность за все эти вещи. История отечественной эргономики в лицах |
Компания ЭргоАйТи (Санкт-Петербург) НИИ технической эстетики (ВНИИТЭ, Москва) Компания InterUX (Москва-Таллин) Компания UsabilityLab (Москва) |
||||||||||||||||||
© Межрегиональная эргономическая ассоциация, 2006-2016 |